Е. Ю. Мальцева,
преподаватель предметно-цикловой комиссии дисциплин программного обеспечения
НЧОУ СПО «Юридический техникум» г. Кропоткин
Исследованием зависимостей занимаются не только психиатрия, психотерапия, психология, социология, философия, но существует даже отдельная наука — аддиктология. Под зависимостью понимают любую форму существования, при которой человек, воспринимающий реальность как дискомфортную, избегает ее, вместо того, чтобы попытаться ее изменить. Причем в качестве места для избегания выбирается искусственно измененное состояние сознания. Зависимое поведение направлено на поиск особой, «идеальной» реальности. Особенности созданной реальности или тип взаимодействия с ней деструктивны, то есть разрушают здоровье и жизнь человека.
Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 90-х годов американские ученные. В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах.
Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека — одно из самых впечатляющих событий XXI века. Компьютер стал для миллионов пользователей рабочим инструментом, посредником в процессе коммуникации, проводником в виртуальную реальность. Информация для человека имеет огромное значение. Компьютер является мощным инструментом обработки и обмена информацией, кроме того, благодаря компьютеру стали доступными различные виды информации. Это и считается первопричиной компьютерной зависимости, так как в определенном смысле зависимые люди страдают нарушением процессов обмена информацией. Создавая для компьютерных технологий место в своей жизни, человек не просто осваивает очередной инструмент. Этот инструмент принципиально отличается от других. После приобретения способности к манипуляциям с компьютером в жизни человека автоматически возникает дополнительная реальность, которая называется «виртуальной».
Можно выделить следующие аспекты компьютерной зависимости, которые определяют причины выбора виртуальной реальности вместо реальной: возможность сокрытия любого проявления жизни, изменения роли, замены действий игрой, изменения мира вокруг себя, конструирования другой реальности. Виртуальная реальность благодаря своей уникальной особенности — интерактивности, подстраивается под любого пользователя. В ней можно создавать как место для достижения истинных целей, так и площадку для ограничений своего выбора и процветания зависимости. Обычная жизнь становится нежелательным, обременительным дополнением к виртуальной. Действительная реальность уменьшается, становясь кусочком внутри виртуальной реальности.
Для развития компьютерной зависимости обычно используются несколько возможностей виртуальной реальности, которые по-разному предлагают ее формы: компьютерные игры, Интернет, компьютер как профессия и цель жизни. Исходом погружения в виртуальную реальность является зависимость. Независимо от того, каковы формы зависимости (игра, Интернет, криминальное использование компьютера), существуют общие признаки, которые имеются при любой форме зависимости.
При каждой из форм деятельность за компьютером зависимость приобретает следующий характер:
Главная жизненная цель человека, которой служат действия за компьютером, расположена в виртуальной реальности.
Действия за компьютером, направленные на достижение цели, предпочитаются аналогичным действиям в жизни.
Действия за компьютером сопровождаются более выраженными положительными эмоциями в сравнении с действиями вне компьютера.
Возникновение негативной реакции при незапланированном завершении этих действий: тревога, раздражительность, навязчивые размышления, фантазии и воспоминания о том, что связано с действиями за компьютером, двигательное возбуждение, неусидчивость, нарушения сна, аппетита, исчезновение негативной реакции при возобновлении деятельности за компьютером.
Повторение действий за компьютером чаще, чем было задумано. Неспособность контролировать время этих действий.
Действия за компьютером и все, что их обеспечивает, занимают место других действий (вне компьютера) с ущербом для последних.
Вне действий с компьютером человек остается мысленно погруженным в виртуальную реальность.
Лживость относительно времени действий с его преуменьшением или полным сокрытием.
Безуспешные попытки или мысли ограничить действия за компьютером, чувство вины.
Возникновение проблем со здоровьем, на работе, в семье и в финансах, из-за этих действий, при этом проблемы игнорируются, усугубляются, но действия продолжаются.
Для понимания механизма возникновения зависимости от компьютера у отдельно взятого человека рассмотрим существующие стадии развития компьютерной зависимости. Стадия легкой увлеченности характеризуется целенаправленным стремлением к компьютерной деятельности. Фактом, свидетельствующим о переходе человека на стадию увлеченности, является появление в иерархии потребностей новой потребности — воссоздавать виртуальную реальность. Она на этом этапе принимает систематический характер. Стадия зависимости характеризуется сдвигом потребности в виртуальной реальности на нижний уровень пирамиды потребностей А. Маслоу, интернализацией локуса контроля, изменением самооценки и самосознания. Стадия привязанности связана с угасанием компьютерной активности человека, то есть человек уже «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью избавиться от психологической зависимости от компьютера не может.
Зависимость может проявляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной. Социализированная форма виртуальной зависимости отличается поддержанием социальных контактов с помощью совместных игр, сетевого общения. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику человека, чем индивидуализированная форма, поскольку социальное окружение, хотя и состоящее из таких же фанатов, все же, как правило, не дает полностью оторваться от реальности, «уйти» в виртуальный мир и довести себя до соматических и психических нарушений.
Компьютерную зависимость легче предотвратить, чем лечить. Поэтому деятельность педагога-психолога, прежде всего, связана с профилактикой компьютерной зависимости детей и подростков. Суть профилактики, в рамках программы, состоит в том, чтобы выявить степень предрасположенности, а затем понизить уровень вероятности возникновения зависимости от компьютера. После профилактических занятий подросток сможет более спокойно относиться ко всему, связанному с компьютером.
При диагностике предрасположенности к зависимости от компьютера важно выявить уровень понимания этой темы человеком, понять, на каком логическом уровне находятся информация и убеждение (мнение) на этот счет. Диагностика осуществляется в процессе беседы с человеком.
Можно выделить три группы риска: слабая, умеренная и высокая (ярко выраженная). К первой группе относятся типы рассуждений о компьютерной зависимости, исходящие из первого и второго уровней проявления (таблица 1). Например, человек знает о существовании людей, испытывающих зависимость от компьютера, и излишне эмоционально реагирует на любые темы, связанные с этим. Ко второй группе относятся суждения о компьютере и обо всем, что с ним связано (например, о компьютерных играх), с позиции их функционального использования. На этом этапе человек умеет пользоваться компьютером, Интернетом, знает компьютерные сайты, разбирается в компьютерных играх, знает, где их можно достать (купить, обменять и т. д.). К сожалению, наряду с пользой таких знаний это может привести человека к незаметному втягиванию в виртуальную реальность. Третью группу риска составляют люди, считающие свою явную зависимость от компьютера нормой жизни. Для них характерны рассуждения типа: «Скоро, в связи с быстрым развитием компьютерных технологий, люди совсем откажутся от живого общения и будут «жить» в виртуальном мире».
Таблица 1 - Уровни проявления зависимости от компьютера и методы ее профилактики.
№ |
Уровни проявления |
Признаки предрасположенности к зависимости от компьютера |
Методы профилактики |
---|---|---|---|
1 |
Внешнее окружение |
Знает о существовании зависимости от компьютера |
Информирование о вреде чрезмерного увлечения компьютером |
2 |
Поведение |
Эмоциональная реакция на компьютер и компьютерные игры |
Техники, обучающие социальному взаимодействию |
3 |
Способности |
Знает о причинах повышенного увлечения компьютером других людей |
Техники тренингов умений, уверенности в себе и самопознания |
4 |
Ценности и убеждения |
Думает о компьютере как о единственном способе решения личностных проблем |
Техники, формирующие новые ценности |
5 |
Идентичность |
Рассуждает о компьютере как о самой главной сфере своей жизни |
Техники, формирующие мировоззрение |
6 |
Духовность |
Рассуждение о своем зависимом от компьютера образе жизни с позиции мистики и предназначения |
Экзистенциальная психотерапия |
В целом принято выделять первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика может широко проводиться среди подростков. Задача вторичной профилактики – ранее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска», то есть с подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время. Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика должна быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.
Проведенная профилактическая работа подтверждает следующие предположения: психолого-педагогическая программа по профилактике компьютерной зависимости детей будет эффективна, если методические работы с детьми будут строиться на основе воспитательных мероприятий; будут создаваться такие ситуации, когда педагог ставит учащихся перед проблемой практического решения задач компьютерной зависимости и будут предусмотрены такие аспекты, как непрерывность, систематичность, демократичность процесса профилактики компьютерной зависимости.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялось на базе НЧОУ СПО «Юридический техникум» г. Кропоткин. В экспериментальной группе участвовали учащиеся двух специальностей 030503 «Правоведение» и 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем». Для проведения диагностики, психолого-педагогической профилактики компьютерной зависимости у подростков в качестве базовой программы выбрана программа С.А. Пырочкиной. Программа предназначена для работы с обучающимися среднего и старшего подросткового возраста. Все техники и упражнения подобраны с учетом их возрастных особенностей.
Программа содержит 3 блока: диагностический, развивающий (тренинговая часть), консультативный.
Целью диагностического блока является выявление подростков, у которых наблюдается зависимость от компьютера, выяснение ее возможных причин. Для реализации поставленной цели разработаны следующие задачи: выявить особенности зависимости подростка от компьютера, особенности самооценки, особенности акцентуаций характера подростков, влияющих на образование зависимости. Диагностический этап реализован с помощью специально подобранных форм и методов работы: анкеты «Компьютерная зависимость», тестов на гейм-аддикацию, на Интернет-зависимость, самоценки личности (Дембо-Рубинштейн), определения акцентуаций характера подростков Шмишека.
С целью анализа и характеристики состояния уровня компьютерной зависимости был проведен констатирующий эксперимент. В нем участвовало 106 человек. Особенность специальности 030503 «Правоведение» состоит в том, что студенты в компьютерных классах проводят 4 часа в неделю, а студенты специальности 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» от 2 до 6 часов в день, с каждым курсом время увеличивается. Такой выборки респондентов оказалось достаточно для того, чтобы составить представление о ведущих предпочтениях в досуговой сфере учащихся и выявить степень значимости информационных технологий, влияющих на их жизненные ориентиры.
Из анализа результатов экспериментальных данных установлено, наиболее популярными видами деятельности в структуре досуга являются отдых, спорт и Интернет, а также телевидение, отдых с друзьями, 58,33% студентов испытывает повышенный интерес к компьютеру, 86,11% легко прерывает занятия за компьютером, если нужно заняться другим делом, 11,11% чувствует раздражение из-за необходимости прервать игру на компьютере, у 19,44% возникают проблемы из-за увлечения компьютером. Повышенный интерес к компьютеру испытывают студенты специальности 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», несмотря на этот факт, большинство студентов легко прерывает занятия за компьютером, если нужно заняться другим делом, не испытывает негативных эмоций из-за необходимости прервать игру на компьютере. Студенты технической специальности наиболее подвержены риску приобрести компьютерную зависимость. Этому способствует большой объем времени проводимый за компьютером не только во время учебы, но и на досуге, который с каждым курсом растет.
По результатам проведенных исследований на гейм-аддикацию и Интернет-зависимость можно сделать вывод, что обе эти формы оказывают значительное влияние на жизнь 30% студентов экспериментальной группы.
Со студентами, вошедшими в группу риска, была проведена дополнительная диагностическая работа на выявление особенностей самооценки и акцентуаций характера с использованием теста самооценки личности (Дембо-Рубинштейн) и теста определения акцентуаций характера (Шмишек). Большинство студентов имеют оптимальный уровень притязаний и «средний» или «высокий» уровень самооценки, подтверждающий реальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.
Развивающий этап содержит техники и упражнения, направленные на формирование начальной положительной мотивации на общение и активное участие в ней; сплочение группы, формирование мотивации изменения; создание условий, способствующих осознанию подростками своих жизненных убеждений; создание условий, способствующих развитию новых убеждений; закрепление достигнутых результатов и мотивирование подростков на использование за пределами группы, в повседневной жизни приобретенного опыта.
В ходе консультативного этапа программы разработаны рекомендации родителям, буклеты с информацией о признаках компьютерной зависимости, подсказки по безопасному нахождению в Интернет для детей и подростков.
Повторная диагностика компьютерной зависимости позволила сделать вывод о том, что у студентов из группы риска после проведения программы профилактики компьютерной зависимости повысился уровень самооценки, произошла переоценка личностных и жизненных ценностей.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Особое беспокойство вызывают дети подросткового возраста, которые уже обладают возможностью самостоятельного распределения своего времени, планирования досуга и общения, менее нуждаются в опеке со стороны родителей. С другой стороны, подростковый возраст сопряжен с большей требовательностью со стороны взрослых к деятельности подростков, к их личностным проявлениям и поведению. В межличностном общении подростки реализуют не только групповые интересы, но и пытаются самоутвердиться. В этом возрастном периоде они получают не одни только «радости» взросления, но и множество неудач, неуспехов, разочарований, огорчений. Реальная жизнь для многих детей подросткового возраста становится чередой достаточно сложных испытаний, выход из которых они могут попытаться найти, окунувшись в мир зависимости, в частности, в виртуальный мир компьютерных игр.
Наличие компьютеров в домашних условиях увеличивает риск появления компьютерной зависимости у подростков. Студенты технических специальностей больше проводят времени за компьютером, что способствует поглощению других их увлечений, и компьютер становится предметом первой необходимости. Сопоставление данных по отдельным вопросам опросников свидетельствует о том, что у некоторых студентов увлечение компьютерными играми и Интернет не оказывает сильного влияния на изменение социальных отношений.
Таким образом, проведенное исследование, казалось бы, достаточно оптимистично показывает, что дети подросткового возраста с легкостью переключаются на виды деятельности, не связанные с компьютером. Тем не менее, тенденция того, что к старшему подростковому возрасту (от курса к курсу) интерес к компьютерным играм, Интернет возрастает и то, что предварительные данные дают свидетельство о результатах, выходящих на высокий уровень, заставляют задуматься о профилактической работе с младшими подростками.
Список литературы:
- Котляров А. В. Другие наркотики. - М.: Психотерапия, 2006.
- Пырочкина С.А., Погорелова О.П. Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков: программы, групповые занятия, проектная деятельность. - Волгоград: Учитель, 2008.